Право на занятия физической культурой и спортом

От потребностей в занятиях физической культурой и спортом к возможностям и праву на них. Конституция РФ о занятиях физической культурой и спортом. Развитие федерального законодательства о физической культуре и спорте. ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации": преамбула.

 

Международно-правовое понимание роли физического воспитания и физической культуры основано на том, что эффективное осуществление прав человека  вообще зависит в значительной степени от возможностей каждого человека свободно развивать и сохранять свои физические способности и поэтому доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован государством.

Статья 1 Международной хартии физического воспитания и спорта, провозглашенной 21.11.78 в Париже генеральной конференцией ООН, предусматривает, что занятие физическим воспитанием и спортом — основное право каждого человека.

Это основное право раскрывается в Хартии следующим образом:

-каждый человек обладает правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, которые необходимы для развития его личности;

-каждый человек в соответствии со спортивными традициями своей страны должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего состояния  и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям;

-особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам с физическими и умственными недостатками.

Более подробно международно-правовое регулирование в области физической культуры и спорта будет освещено в соответствующем разделе нашего курса.

В Российской Федерации условия для реализации вышеназванного основного права создаются государством и регламентируется законодательными актами следующим образом:

            В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, установлено:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (Глава 1. "Основы конституционного строя", статья 2).

 

«В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию». (Глава 2. "Права и свободы человека и гражданина", статья 41).

 

            Как видим, законодатель объединил в одной статье вопросы здравоохранения, физкультуры и спорта, экологии и санитарно-эпидемиологического благополучия. Такой подход получил свое дальнейшее развитие в других актах, и мы увидим далее – какое именно.

 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» (принят Государственной Думой РФ 13 января 1999 года).

До принятия названного Закона (далее – Закон) действовали Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте, которые вступили в действие 23 апреля 1993 года после подписания их Президентом России.

Несмотря на то, что названные Основы не являлись федеральным законом и их форма, как нормативного правового акта российского законодательства не определена, они сыграли прогрессивную роль в становлении и развитии нормативно-правовой базы физической культуры и спорта.

 Их позитивными чертами были очевидная социальная направленность и четко прописанные источники и размеры финансирования сферы: в них определялся процент отчислений из федерального бюджета России на развитие физкультуры и спорта, устанавливалось процентное соотношение при распределении бюджетных средств на массовый спорт и на спорт высших достижений.

Согласно Основам продолжительность и формы занятий физической культурой в образовательном учреждении определялись учреждением самостоятельно, при этом было установлено, что количество учебных часов не могло быть менее 5 в неделю. В целом они являются примером достаточно конкретного и юридически последовательного регулирования формировавшихся общественных отношений.

Роль Основ важна еще и потому, что в период их действия российскому сообществу стала очевидной необходимость принятия специального федерального закона, регламентирующего отношения в физкультурно-спортивной сфере. Таким образом, Основы открыли новый этап в развитии нормативно-правового регулирования физкультуры и спорта, что является одним из главных и необходимых условий развития сферы.

Изучая Закон, мы будем говорить не только о его положительных чертах, но и об отдельных  его положениях, когда его нормы и правила не соответствуют действующему законодательству и, по возможности, постараемся определить, как должна быть сформулирована данная норма в рамках действующего законодательства.

 Путем сопоставления мы постараемся дать надлежащее толкование отдельным коллизионным или недостаточно четко прописанным нормам Закона, таким образом, чтобы их можно было использовать в практике организатора физкультурно-спортивной деятельности.

Нельзя не отметить, что язык изложения Закона не соответствует как сегодняшним представлениям о законотворческой технике, так и терминологии других законодательных актов России. Это — важное обстоятельство, поскольку с принятием ряда кодифицированных актов последних лет качество законотворчества в РФ достигло определенного уровня, а единство терминологии позволяет говорить о том, что современное законодательство приобрело реальные черты системы. По названным причинам Закон нуждается в серьезной переработке.

О несовершенстве Закона неоднократно говорилось на страницах специальных периодических изданий. Отмечал его несовершенство и Президент РФ Путин В. В. Из его выступлений на заседании Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту следует, что принято решение и дано поручение разработать новую редакцию Закона.

Таким образом, в настоящее время пока неясно, когда именно будет полностью готов проект и принят Закон в новой редакции, на какой стадии находится его разработка, как скоро пройдут процедуры согласования и обсуждения.

Практика показывает, что каждый закон имеет свою собственную, нередко, драматическую, судьбу, изобилующую многими перипетиями и сложностями еще до его вступления в действие. При этом далеко не всегда получает жизнь уже разработанный закон, как это случилось с проектом федерального закона о детско-юношеском спорте.

Поэтому до вступления в действие новой редакции Закона о физической культуре и спорте может пройти достаточно длительное время. В такой ситуации нам следует внимательно изучить ныне действующий Закон, поскольку в настоящее время он является основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в физкультурно-спортивной сфере.

Следует учитывать, что Закон также служит формированию очередного этапа развития законодательства о физической культуре и спорте. Именно этим он интересен и будет изучаться и после того, как утратит действие в связи с принятием нового федерального закона о физической культуре и спорте.

Преамбула Закона:

 

Преамбулой называется вступительная часть нормативного правового акта, открывающая его и в общих чертах формулирующая общие подходы и основополагающие принципы, использованные законодателем.

Преамбула Закона имеет следующую форму:

 

"Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения.

В теории права имеется следующее определение понятия "закон":

"Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения".

Следовательно, если говорить по существу, в преамбуле изучаемого нами Закона должны быть определены общие подходы и принципы регулирования определенного круга отношений. Это должны быть отношения между субъектами физкультурно-спортивных отношений в связи с реализацией гражданами объективной потребности и права на занятия физической культурой и спортом.

           

Содержание Закона по главам

           

Закон состоит из следующих глав:

1. Общие положения

2. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации

3. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие спорта высших достижений

4. Пропаганда физической культуры и спорта

5. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов, их социальная защита

6. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта

 

7. Заключительные положения

  • 15 июля 2013
  • 0
Использованные материалы
  • «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Составитель: Уловистова Наталья Васильевна
Комментарии
Для обсуждения статьи зайдите на сайт.
Комментариев пока не было.

Подписываясь на рассылку КУДО, я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться», я даю своё согласие на обработку персональных данных.

Закрыть
Закрыть